Выполнение самостоятельной работы

 автор Куфлей О.В.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента

 1.      Требования к самостоятельной работе государственных образовательных стандартов КР

 Современный этап развития системы  высшего профессионального образования в КР связан с переходом на новую образовательную модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы успешно вести профессиональную и социальную деятельность в условиях динамичного социально-экономического развития современного общества.

 В настоящее время в КР принимаются  новые  государственные образовательные стандарты 3 поколения высшего профессионального образования на компетентностной основе, которые предусматривают увеличение объема  самостоятельной работы студента. Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки в пределах 50% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

 Самостоятельная работа выполняется студентами в рамках академической дисциплины под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развития познавательных способностей.

 Согласно ГОС ВПО, самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП) и на самостоятельную работу студента (СРС).

 Объем часов СР не должен быть меньше суммарного объема контактных часов лекций, практических и семинарских занятий, отведенных на каждую дисциплину.

  Материалы СР разрабатываются ведущими специалистами кафедры и включают в себя основные документы, в том числе:

 - инструкции, направляющие студента в процессе самостоятельной работы;

  - графики СРСП, рассчитанные на весь период изучения дисциплины;

  - задания, соответствующие основным разделам типовой и рабочей программ;

  - тематику рефератов, докладов и творческих работ;

  - тематику курсовых и дипломных работ;

  - списки основной и дополнительной литературы;

  - виды консультативной помощи;

  - виды и формы контроля;

  -критерии оценки знаний студента, рекомендуемый объем работы, ориентировочные сроки ее представления и др.

 Контроль самостоятельной работы студентов может быть в письменной, устной или иной формах, направленных на достижение конечного результата.

 

 2.Цели, функции, виды и формы самостоятельной работы студентов

 Структурно самостоятельную работу студента можно разделить на две части:

 1)      Самостоятельная работа под руководством преподавателя преподавателем ( СРСП);

 2)      самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению.

 Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

 o     систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 ·              углубления и расширения теоретических знаний;

 ·              формирования умений использовать справочную литературу;

 o      развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

 o     формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 o     развития исследовательских умений.

  К функциям самостоятельной работы относятся:

         Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

         Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

         Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

         Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

         Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

 В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: само­стоятельности, развивающее творческой направленности, целевого плани­рования, личностно-деятельностного подхода.

        

 Виды самостоятельной работы студентов

 

Репродуктивная самостоятельная работа

Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.

Познавательно-поисковая самостоятельная работа

Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.

Творческая самостоятельная работа

Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.

 

 

 

Формы самостоятельной работы студентов:

 1.      Конспектирование.

 2.      Реферирование литературы.

 3.      Аннотирование книг, статей.

 4.      Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

 5.      Углубленный анализ научно-методической литературы.

 

6.      Работа с лекционным материалом: проработка конспекта лекций, работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.

       Участие в работе семинара: подготовка сообщений, докладов, заданий.

       Лабораторно-практические занятия: выполнение задания в соответствии с инструкциями и методическими указаниями преподавателя, получение результата.

       Научно-исследовательская работа, выполнение курсовых и квалификационных работ.

 -   Контрольная работа в письменном виде.

 -   Выполнение заданий по сбору материала во время практики.

 

 3.Основные  характеристики содержания деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы.

  

 

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Цель выполнения СР

- Объясняет цель и смысл выполнения СР;

- дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения;

- демонстрирует образец СР

- Понимает и принимает цель СР как личностно значимую;

- знакомится с требованиями к СР

Мотивация

- Раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР;

- мотивирует студента на достижение успеха

- Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР;

- формирует установку и принимает решение о выполнении СР

Управление

- Осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР;

- дает общие ориентиры выполнения СР

На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.)

Контроль и коррекция выполнения СР

- Осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР;

- осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР

- Осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР;

- выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР;

- ведет поиск оптимальных способов выполнения СР;

- осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности;

- осуществляет итоговый самоконтроль результата СР

Оценка

- На основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР;

- выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР;

- устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности

- На основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам

  

4.Алгоритм работы студента по выполнению  СРС

 В содержание самостоятельной работы студентов входят:

 -       самостоятельная работа с учебно-методическими материалами и электронными учебными курсами, к которым предоставляется сетевой доступ через Образовательный портал;

 -       подготовка к сдаче модулей;

 -       подготовка к зачетам и экзаменам;

 -       курсовые проекты;

 Предлагаем вам следующий алгоритм действий при выполнении СРС

 

1.Изучить раздел учебно-методического комплекса. УМК по дисциплине «2.7. Тематика и объем самостоятельной работы студентов», в котором подробно описывается предлагаемое содержание СРС,  сроки их выполнения, формы отчетности и способы контроля.

 2.Затем изучите раздел учебно-методического комплекса  «2.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов», который  содержит конкретные  задания по каждой теме.

 3.При работе по этим  разделами  УМК 2.7.,  2.8. следует посмотреть рекомендуемую литературу и по «Карте обеспеченности дисциплины»  определить, имеется ли предложенная преподавателем литература на Образовательном портале КГЮА, или в библиотеке академии.

 4. Изучить  имеющуюся в  КГЮА литературу в электронном и печатном виде, прочитать материалы лекций и практических и семинарских занятий, которые размещены на портале.

 5. Изучить основные понятия, представленные в глоссарии.

 6. Ответить на контрольные вопросы, которые есть после каждой лекции.

 7.Решить предложенные задачи, кейсы, ситуации.

 8. Выполнить задания и предоставить их преподавателю в устном или письменном виде.