автор Куфлей О.В.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента
1. Требования к самостоятельной работе государственных образовательных стандартов КР
Современный этап развития системы высшего профессионального образования в КР связан с переходом на новую образовательную модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы успешно вести профессиональную и социальную деятельность в условиях динамичного социально-экономического развития современного общества.
В настоящее время в КР принимаются новые государственные образовательные стандарты 3 поколения высшего профессионального образования на компетентностной основе, которые предусматривают увеличение объема самостоятельной работы студента. Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки в пределах 50% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется студентами в рамках академической дисциплины под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развития познавательных способностей.
Согласно ГОС ВПО, самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП) и на самостоятельную работу студента (СРС).
Объем часов СР не должен быть меньше суммарного объема контактных часов лекций, практических и семинарских занятий, отведенных на каждую дисциплину.
Материалы СР разрабатываются ведущими специалистами кафедры и включают в себя основные документы, в том числе:
- инструкции, направляющие студента в процессе самостоятельной работы;
- графики СРСП, рассчитанные на весь период изучения дисциплины;
- задания, соответствующие основным разделам типовой и рабочей программ;
- тематику рефератов, докладов и творческих работ;
- тематику курсовых и дипломных работ;
- списки основной и дополнительной литературы;
- виды консультативной помощи;
- виды и формы контроля;
-критерии оценки знаний студента, рекомендуемый объем работы, ориентировочные сроки ее представления и др.
Контроль самостоятельной работы студентов может быть в письменной, устной или иной формах, направленных на достижение конечного результата.
2.Цели, функции, виды и формы самостоятельной работы студентов
Структурно самостоятельную работу студента можно разделить на две части:
1) Самостоятельная работа под руководством преподавателя преподавателем ( СРСП);
2) самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
o систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубления и расширения теоретических знаний;
· формирования умений использовать справочную литературу;
o развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
o формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
o развития исследовательских умений.
К функциям самостоятельной работы относятся:
• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Виды самостоятельной работы студентов
Репродуктивная самостоятельная работа |
Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др. |
Познавательно-поисковая самостоятельная работа |
Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др. |
Творческая самостоятельная работа |
Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции. |
|
|
Формы самостоятельной работы студентов:
1. Конспектирование.
2. Реферирование литературы.
3. Аннотирование книг, статей.
4. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
5. Углубленный анализ научно-методической литературы.
6. Работа с лекционным материалом: проработка конспекта лекций, работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.
Участие в работе семинара: подготовка сообщений, докладов, заданий.
Лабораторно-практические занятия: выполнение задания в соответствии с инструкциями и методическими указаниями преподавателя, получение результата.
Научно-исследовательская работа, выполнение курсовых и квалификационных работ.
- Контрольная работа в письменном виде.
- Выполнение заданий по сбору материала во время практики.
3.Основные характеристики содержания деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы.
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Цель выполнения СР |
- Объясняет цель и смысл выполнения СР; - дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения; - демонстрирует образец СР |
- Понимает и принимает цель СР как личностно значимую; - знакомится с требованиями к СР |
Мотивация |
- Раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР; - мотивирует студента на достижение успеха |
- Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР; - формирует установку и принимает решение о выполнении СР |
Управление |
- Осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР; - дает общие ориентиры выполнения СР |
На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.) |
Контроль и коррекция выполнения СР |
- Осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР; - осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР |
- Осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР; - выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР; - ведет поиск оптимальных способов выполнения СР; - осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности; - осуществляет итоговый самоконтроль результата СР |
Оценка |
- На основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР; - выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР; - устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности |
- На основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам |
4.Алгоритм работы студента по выполнению СРС
В содержание самостоятельной работы студентов входят:
- самостоятельная работа с учебно-методическими материалами и электронными учебными курсами, к которым предоставляется сетевой доступ через Образовательный портал;
- подготовка к сдаче модулей;
- подготовка к зачетам и экзаменам;
- курсовые проекты;
Предлагаем вам следующий алгоритм действий при выполнении СРС
1.Изучить раздел учебно-методического комплекса. УМК по дисциплине «2.7. Тематика и объем самостоятельной работы студентов», в котором подробно описывается предлагаемое содержание СРС, сроки их выполнения, формы отчетности и способы контроля.
2.Затем изучите раздел учебно-методического комплекса «2.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов», который содержит конкретные задания по каждой теме.
3.При работе по этим разделами УМК 2.7., 2.8. следует посмотреть рекомендуемую литературу и по «Карте обеспеченности дисциплины» определить, имеется ли предложенная преподавателем литература на Образовательном портале КГЮА, или в библиотеке академии.
4. Изучить имеющуюся в КГЮА литературу в электронном и печатном виде, прочитать материалы лекций и практических и семинарских занятий, которые размещены на портале.
5. Изучить основные понятия, представленные в глоссарии.
6. Ответить на контрольные вопросы, которые есть после каждой лекции.
7.Решить предложенные задачи, кейсы, ситуации.
8. Выполнить задания и предоставить их преподавателю в устном или письменном виде.